Зачем Защищать Интеллектуальную Собственность Компании?

Вопрос достаточно странный. Когда человек покупает автомобиль, у него не возникает вопрос, нужно ли регистрировать данную движимую собственность. Или квартира. У кого есть сомнения в том, чтобы оформить недвижимую собственность на себя?

Но интеллектуальная собственность не так ощутима для человека, как, например, движимое или недвижимое имущество. Чаще всего, интеллектуальную собственность нельзя потрогать, или показать на некоторый предмет и сказать: «Это моя интеллектуальная собственность». Получается, что люди даже не знают, что они уже обладают интеллектуальной собственностью.

В условиях компании интеллектуальную собственность можно найти повсюду: выпускаемая продукция, оборудование для выпуска продукции, технологии работы всего производства, компьютерные программы, логотипы, словесные товарные знаки, пресс-релизы и т.д. И вышеуказанная собственность ничем не отличается от иной собственности, которая находится в распоряжение компании – автомобили, компьютеры и т.д. Желательно, чтобы руководитель компании представлял, какой интеллектуальной собственностью владеет компания, какая интеллектуальная собственность защищена, а какая нет и т.д.

Почему в западных странах уделяется гораздо больше внимания защите интеллектуальной собственности, чем в РФ?

В России еще не «принято» защищать свои права на интеллектуальную собственность. В РФ ежегодно регистрируется приблизительно 50 000 заявок на патент, для примера в США — 500 000, в странах Евросоюза-400 000, в Китае-350 000. В России существует большое количество компаний, которые не имеют в своих активах патентов, зарегистрированных товарных знаков и т.д. И при этом, они довольно скептически относятся к защите прав на интеллектуальную собственность. «Зачем защищать интеллектуальную собственность, если мы и так раньше нормально работали?» — обычно говорят руководители Российских компаний.

Но почему в РФ до сих пор существуют такое мнение? Почему в США компании, независимо от своих размеров, имеют в своем распоряжении тысячи патентов и буквально защищают каждый «винтик» нового продукта? Почему защите интеллектуальной собственности в США уделяется такое внимание?

В США про патентную защиту узнают еще со школьной скамьи. В СМИ довольно часто появляется информация о ходе судебных процессов по делам о нарушении прав на интеллектуальную собственность. Буквально каждую неделю на новостных сайтах США можно увидеть статью о том, как какая-нибудь компания или частное лицо пытается оспорить выдачу патента другой компании. Многие люди представляют себе последствия нарушения прав на интеллектуальную собственность для компании, если она не будет защищена. То есть руководители компаний осведомлены о том, что такое интеллектуальная собственность, как ее защищать и какие возможности она дает.

Всю силу защиты прав на интеллектуальную собственность показала всему миру компания Polaroid, которая была единственным игроком на рынке фотоаппаратов с функцией моментальной фотографии. Polaroid защитила свой продукт приблизительно 20 патентами. Запатентован был способ работы фотоаппарата, конструкция фотоаппарата, технология печати фотографии и т.д. Компания Polaroid всегда была известна своей агрессивной политикой в области защиты интеллектуальной собственности. Все ее патенты были оформлены высококвалифицированными патентными поверенными. Выдачу патентов компании Polaroid пытались оспорить такие конкуренты, как Sony, Nikon, Samsung, Canon, Kodak и др. Eastman Kodak пытался выпускать свои собственные фотоаппараты с функцией моментальной фотографии. Естественно, что компания Polaroid подала в суд на Kodak. Судебное разбирательство было тяжелым и длилось 10 лет. Постановление Верховного Апелляционного Суда было решено удовлетворить иск компании и обязать компанию Kodak выплатить штраф в размере 975 000 000 USD за нарушение патента.

Опыт компании Polaroid представляется идеальным, с точки зрения организации инновационного бизнеса. На своем опыте, она показала, насколько важно организовать непрерывной процесс защиты прав на интеллектуальную собственность, и как важна, при этом, квалификация патентного поверенного. Юрист в области интеллектуальной собственности должен уметь качественно провести патентный поиск по всему миру, чтобы узнать, какие изобретения уже защищены, что патентуют конкуренты, как развивается технология и, самое главное, таким образом составить заявку на патент на изобретение, чтобы ее невозможно было «обойти».

В России, в силу исторических событий, понятие собственности, в том числе интеллектуальной было девальвировано, и лишь сейчас, сталкиваясь с зарубежным опытом, возникает понимание важности и необходимости защиты интеллектуальной собственности. В СМИ информации о нарушениях прав на интеллектуальную собственность мало. Но это явление временное. В основном, российские компании начинают задумываться о защите интеллектуальной собственности только после выхода на зарубежный рынок. Перед выходом на рынок зарубежных стран, компания уже достигла весомой величины, уже есть продажи, налажен маркетинг, реклама и сбыт продукции. Так как компания уже стала относительно крупной, известной и уже приносит ощутимый доход, она попадает под микроскоп конкурентов и аналитиков. Конкурентам и будет в первую очередь интересна информация о защищенной интеллектуальной собственности компании. И если ее у компании нет, а в РФ это не «принято», то начинаются судебные процессы. И только после них, компании понимают, что, оказывается, у них есть интеллектуальная собственность, и что ее необходимо защищать иначе большой бизнес за рубежом не сделать.

Но все же суды уже идут. Вот простой пример. Компания А решила построить свой бизнес на производстве и реализации лапши быстрого приготовления. Компания закупила множество единиц оборудования, арендовала цеха, организовала сбыт, маркетинг и рекламу продукции. В течение двух лет проблем не было. Однако, как раньше уже упоминалось, когда компания А выросла и стала приносить большие прибыли, ею сразу стали интересоваться другие люди. В частности обнаружилось, что у компании А нет защищенной интеллектуальной собственности, и, что более важно, патент на способ производства лапши быстрого приготовления уже 5 лет как запатентован физическим лицом. То есть, перед началом организации бизнеса, не было произведено патентное исследование на предмет патентной чистоты технологий производства. Затем, вышеуказанное физическое лицо продает патент компании Б, которая, в свою очередь, начинает масштабный судебный процесс против компании А, обвиняя ее в нарушение прав на интеллектуальную собственность. В итоге, иск был удовлетворен, компания А перестала выпускать продукцию, все ее производственные площади были арестованы. В дополнении к этому, компания А должна была выплатить неустойку компании Б в размере, приблизительно, 2 миллиардов рублей.

Обязательно ли защищать интеллектуальную собственность компании?

Нет, Вы не обязаны защищать интеллектуальную собственность. Но очень рекомендуется.

Начнем с товарного знака. Возможно следующая ситуация. Предположим, Вы недавно начали бизнес, придумали название компании, заказали разработку логотипа, установили производственное оборудование и наладили выпуск продукции. Товарный знак Вы не защитили. Спустя некоторое время, когда пошли первые продажи, Вы заметили, что конкурентная компания выпускает такой же продукт, с товарным знаком Вашей компании. В данном случае, Вы сделать ничего не сможете, так как товарный знак вовремя не был зарегистрирован, следовательно, все могут его использовать. Хуже будет обстоять дело, если конкурентная компания зарегистрирует Ваш товарный знак на себя. В этом случае, Ваша компания будет нарушать интеллектуальную собственность в виде товарного знака и, затем, Вам придется либо купить свой товарный знак у конкурента, либо купить лицензию на его использование.

Такая же ситуация обстоит с патентами на изобретение. Если Ваша компания не защитит выпускаемую продукцию или технологию изготовления продукции, то такой же продукт сможет свободно выпускать конкурент, при этом, не нарушая закон. Если же конкурент запатентует продукцию Вашей компании, то Вы, либо покупаете лицензию на выпуск своих же продуктов, либо снимаете с производства данный продукт.

В заключение повторюсь, что, законодательством не предусмотрена обязательная регистрация прав на интеллектуальную собственность, но, в целях сохранения и развития бизнеса, настоятельно рекомендуется. Во-вторых, пока обороты компании сравнительно малы, она представляет мало интереса для конкурентов, но, по мере её роста,  руководителям необходимо всегда помнить о последствиях неправомерного использования интеллектуальной собственности.

Владеете ли Вы интеллектуальной собственностью? Защищена ли интеллектуальная собственность у Вашей компании? Проводился ли патентный поиск перед началом изготовления нового продукта?

Если у Вас есть вопросы по защите прав на интеллектуальную собственность, пишите post@idlect.com.

Похожие статьи

Tags: , , ,